Просветительские теории

Религия - сфера духовной культуры Основные теории происхождения религии. Проблема происхождения религии имеет два основных подхода: Религиозный подход утверждает, что появление идеи Бога в человеческом сознании и возникновение религии обусловлены тем, что есть Бог, который создал мир мир имеет начало и конец , природу, человека. Бог влияет особым образом на человека, а человек способен при определенных условиях воспринимать это влияние, общаться с Богом. Приводятся и доказательства бытия Бога. Онтологическое доказательство сформулирован блаж. Логическая невозможность доказательства заключается в том, что реальное существование Бога подменяется существованием понятия о Боге: Однако онтологическое доказательство перейти к менее уязвимых доказательств - исторического и психологического. Космологический доказательство, намеченный большими античными мудрецами Платоном и Аристотелем и окончательно сформулирован выдающимся богословом западноевропейского Средневековья Фомой Аквинским, требует для такого сложного мира, как наш, первопричины, первоначального импульса всякого начала или движения, что должно быть беспричинным, безусловным.

Происхождение религии (+ВИДЕО)

Иначе говоря, предполагается существование в историческом прошлом периода безрелигиозного человечества: Казалось бы, несостоятельность теории возникновения религии в ходе антропологического развития исключает необходимость рассмотрения предположений о причинах ее возникновения в силу отсутствия у такого рода предположений реальной основы. Однако эти, весьма разнообразные, нередко взаимопротиворечивые предположения и теории были широко распространены среди мыслителей, ученых и, конечно, общественности в течение столь длительного времени, что приобрели необоснованную популярность.

Кроме того, если способность к религиозным переживаниям и ее глобальная реализация на основе Откровения свойственна человечеству в целом, то становление религиозности в индивидуальном плане — реальность нашего, как и всякого другого времени. Оба эти обстоятельства обусловливают целесообразность критического обозрения подобных гипотез, с тем чтобы иметь возможность убедиться в несостоятельности каждой из них в отдельности и получить еще большие основания для критического отношения к идее позднего возникновения и образования религиозных представлений, какие бы причины этому возникновению ни приписывались.

Одна из древнейших версий происхождения религиозных представлений усматривает их причину в изобретательности жрецов, источником благосостояния которых эти религиозные представления являлись.

Его используют в религии и СМИ, в экономике и политике, в психологии и теории о страхе как основном источнике религии считается.

Этот конфликт, уникальный для , порождает в человеке экзистенциальный страх , и, согласно теории, именно этому страху человечество обязано появлением культуры и религии. Культура, системы символов, с другой стороны помогают управлять страхом, наполняя жизнь смыслами и ценностями , а также помогают символически преодолеть смерть, создавая иллюзию продолжения жизни например, в своём потомстве, в своём творческом, научном, гражданском наследии, в существовании своей организации, страны, нации, расы, и других групп, с которыми человек себя культурно идентифицировал при жизни.

Теория утверждает, что на индивидуальном уровне страху смерти помогает противостоять именно самоуважение, складывающееся из ощущения правильности своего мировосприятия и правильности своих ценностей. Степень самоуважения также является субъективной мерой того, насколько хорошо человек, по его мнению, соответствует своим культурным ценностям. А причиной ксенофобии и фанатизма является желание утвердить свои ценности. В книге Беккер высказывает предположение, что почти вся человеческая деятельность направлена на избавление от страха и тревоги, часто неосознанных, вызванных пониманием неизбежности своей смерти.

24 .

РЕЛИГИЯ - от латинского — набожность, святыня, предмет культа , мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия культ , основана на вере в существование бога или богов, сверхъестественного. Релиигия — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации церковь, религиозную общину.

Василье История религий: учеб. пособие [для вузов] // Л. С. Васильев. . Натуралистическая гипотеза о происхождении религии: теория страха.

Ксенофан — ранний представитель греческого свободомыслия в отношении религии. Наблюдательный, склонный к насмешке, подверг критике господствующие представления о множестве богов, которыми поэты и народная фантазия населили Олимп. По Ксенофану, мифология — продукт исключительно человеческого воображения. Образы богов созданы людьми как их подобие, поэтому боги не превосходят людей нравственно и не могут быть предметом поклонения: Что среди смертных позорным слывет и клеймится хулою — То на богов возвести ваш Гомер с Гесиодом дерзнули: Красть и прелюбы творить, и друг друга обманывать хитро.

Так как люди измыслили богов по своему подобию, каждый народ наделяет богов своими собственными физическими чертами: Если бы руки имели быки, или львы, или кони Если б писать, точно люди, умели они что угодно, Кони коням бы богов уподобили, образ бычачий Дали б бессмертным быки; их наружностью каждый сравнил бы С тою породой, к какой он и сам на земле сопричастен. Утверждения Истинный бог един, всевидящ, всеслышащ, всемогущ.

Убежденный атеизм и истовая вера снизили страх смерти

Теория страха — концепция, согласно которой возникновение религии, веры в бога объясняется наличием у человека чувства страха, порождаемого господствием над ним внешних сил, неизбежностью смерти, неопределенностью будущего и так далее. Одушевляя и олицетворяя странные и непонятные ему силы, индивид, по мнению представителей теории страха, постепенно создает богов, в свою очередь повергающих верующих в ужас и требующих умилостивления.

Не исчезла теория страха и в 20 веке. Т Комментарии отключены Комментарии.

Фриц Риман - Основные формы страха: исследование в области глубинной психологии Магия, религия и наука вносят свою лепту в этот процесс.

Гравюры Гюстава Доре Теории происхождения религии Богословы и некоторые философы-идеалисты утверждали и утверждают, что религия вечна, всегда существовала и всегда будет существовать, что религиозное чувство является у человека таким же врождённым, как чувство голода, любви, страха, радости и т. Однако уже в глубокой древности делались попытки опровергнуть подобные утверждения. Много веков тому назад материалисты древности — Демокрит, Эпикур, Лукреций и другие — выступили против этих теорий, считая, что богов создали сами люди по своему образу и подобию.

Причину возникновения и существования религии они видели в невежестве и страхе народных масс, которых обманывают предприимчивые служители культа. Ленин высоко ценил заслуги французских материалистов в области атеизма, но вместе с тем указывал, что объяснять происхождение религии только невежеством людей и обманом их — это значит не понимать истинных экономических и исторических корней религии.

Теория анимизма В западной науке известны различные теории происхождения религии.

Гипотезы о естественном происхождении религий

Это а политическая, б натуралистическая и в антропологическая гипотезы. Каждый из этих типов основан на некотором базовом принципе интерпретации объекта религиозного отношения; так, для политической гипотезы характерно стремление истолковать этот объект в качестве политически мотивированной выдумки, натуралистическая гипотеза называет в качестве подлинного объекта религии природу, антропологическая гипотеза стремится обнаружить такой объект, условно говоря, в самом человеке.

Названные принципы могут раскрываться в нескольких основных вариантах, поэтому каждый из указанных типов гипотез включает в себя некоторое число видов религиоведческих теорий, полагающих в свою основу эти варианты. Видами политической гипотезы являются теория обмана [1] и теория эвгемеризма; видами натуралистической гипотезы являются теория страха, когнитивная теория и теория адаптации; виды антропологической гипотезы суть социологическая, психологическая и философско-антропологическая теории.

Содержание натуралистической гипотезы во всех её вариантах заключается в таком теоретическом положении, согласно которому источником религии объектом религиозного отношения человека является природа в самом широком смысле: В рамках этой гипотезы проблема подлинного начала религии решается, как правило, через рассмотрение вопроса о её историческом начале такой же подход реализован и в рамках политической гипотезы.

Мысли о тесной взаимосвязи между религией и страхом, числе страхом теория управления страхом смерти (terror management theory), ли религия помогает справиться со страхом смерти, сотрудники.

Теории происхождения религии 1. Истоки изучения религии Объектом изучения со стороны представителей философского знания религия стала очень рано, причем первенство в исследовании религиозных явлений следует отдать древнегреческим философам и ученым. Уже одно это положение свидетельствовало о том, что в античном обществе был осуществлен переход от религиозной культуры к культуре светской, что вообще дало возможность беспристрастного изучения самого феномена религии во всем многообразии его проявлений.

Конечно, на афинских улицах по-прежнему продолжали возвышаться статуи богов, не переставали приноситься праздничные и поминальные жертвы, полководцы регулярно спрашивали совета оракулов перед значимыми битвами, но в среде античных мыслителей религия постепенно становится предметом пристального исследования. Кроме того, именно Платон совершил поступок, за который его ближайшие предшественники могли поплатиться жизнью: Средневековая теология воспринимала религию как откровение, которое дано людям от Бога в качестве единственного средства спасения и искупления первородного греха.

Средством постижения этого откровения у средневекового философа и писателя Пьера Абеляра — стала не слепая вера, а разум: Именно в трудах Абеляра были изложены предпосылки для сравнительного и рационального изучения религии, которое получило широкое распространение в среде философов эпохи Просвещения. Наиболее развернутое объяснение возникновения религии изложено в трудах французского просветителя Поля-Анри Гольбаха — По его утверждению, психологическая основа существования религии заключена в чувстве страха и беспокойства, свойственном человеку в силу его природы.

Гравюры Гюстава Доре

Религия в системе культуры Название: Религия в системе культуры Тип: Определение, происхождение, сущность религии 2. Место религии в культуре: Христианская культура Список использованных источников 1.

Введение. Основное богословие, его предмет и задачи. 1. Осущности и происхождении религии. Понятие о религии Понятие.

Список использованных источников 1. Определение, происхождение, сущность религии Все религии основываются на вере в существование сверхприродного мира и души человека. Человек всегда, во все времена его существования был религиозным. Практически во всех европейских языках латинское слово не переводится, и в русском языке оно также существует в его первоначальной, латинской форме. Но оказывается, что и сами древние римляне не знали истоков этого слова.

У поздних латинских авторов даже возникали споры и недоумения относительно происхождения слова . В Древнем Риме существовали четыре версии относительно происхождения слова :

Как заработать деньги на страхе с помощью религии